Как Китай будет развивать Дальний Восток?

Текст видео

как китай будет развивать дальний восток
на восточном экономическом форуме
подписали программу развития
российско-китайского сотрудничества в
торгово-экономической инвестиционной
сферах на дальнем востоке россии на 2018
2024 года
события прошло незамеченным между тем
речь идет о программе в соответствии с
которой в ближайшие 5 лет на дальний
восток будут привлекаться китайские
инвестиции 2018 год обещал стать важной
вехой в развитии российско-китайского
регионального сотрудничества прежде
всего на дальнем востоке который
согласно известному высказыванию
владимира путина
является национальным приоритетом россии
на весь двадцать первый век на это
указывал а сразу несколько факторов
во-первых именно в этом году подходила к
завершению программа координации
развития приграничных регионов россии и
китая на 2009 2018 годы
а ее плюсах и минусах мы писали здесь во
вторых феврале в харбине были запущены
перекрестные годы российско-китайского
межрегионального сотрудничества
а вместе с ними реанимировали целый ряд
трансграничных проектов хотя из реальных
результатов сотрудничество пока есть
только выставки конференции и фестивале
в сентябре во владивостоке прошел
восточный экономический форум на который
впервые в истории прилетел председатель
кнр си цзиньпин
а вместе с ним внушительная делегация
китайских чиновников 11 сентября прошел
круглый стол руководители регионов
россии и китая собравший 20 глав
регионов из двух стран китайские
журналисты тогда не скрывали своего
изумления во владивостоке за одним
столом собрались сразу семь секретарей
провинциальных комитетов компартии китая
управляющих регионами с общим населением
триста шестьдесят три миллиона человек а
106 миллионную провинцию гуандун
представлял губернатор второе после пар
секретаря лицо во властной иерархии и
общем в рпр около 5 триллионов долларов
что в номинальном выражении примерно в 4
раза больше чем ввп всей россии впрочем
все внимания наблюдателей было приковано
к встрече пути найти которые пекли на
берегу японского моря блины ими же
закусывали
на этом фоне осталась незамеченной
новость о подписании ключевого документа
о межрегиональном сотрудничестве россии
и китая
который пришел на смену завершившийся
программе 2009 2018 в этот раз его
подписали не лидеры 200
а всего лишь главы профильных ведомств
министр по развитию дальнего востока
александр козлов и министр коммерции кнр
джон шань
увы это вполне отражает место
регионального сотрудничества в повестке
отношений двух стран на первом плане
высокая кабинетная геополитика
а вопросы экономического сотрудничества
на земле скучный утомительный не особо
позитивный довесок без грифа секретно то
что уровень соглашения по которому
россии китай будут сотрудничать в
ближайшие 5 лет был понижен smash
государственного на межведомственной
региональной не объясняет ту тишину
которая окружает новый документ новости
а его подписание отсутствовали даже в
официальной ленте веб сайт министерства
развития дальнего востока которые обычно
не упускают случая написать даже о
выращивании помидоров на дальневосточных
гектарах на чукотке уделил новой
программе лишь короткую заметку два дня
спустя после подписания в результате
эксклюзив получил коммерсант
единственное из российских сми где
провели экспресс анализ программы не
лучше ситуация и в китае где новость о
подписании плана развития сотрудничества
россии и китая на дальнем востоке можно
было найти только в обзорных заметках об
итогах в самого текста программы в
открытых источниках пока нет
представители минвостокразвития
объясняют что он будет опубликован
ориентировочно в конце октября ноябре
после подготовки специальной брошюры на
китайском языке которую можно было бы
раздавать потенциальным китайским
инвесторам 9 лет назад все было иначе
и соглашение которое критики назвали
планом предпродажной подготовки дальнего
востока сразу же на все лады стали
обсуждать журналисты исследователей
оппозиционные политики в чем же причины
того что чиновники не спешат хвастаться
новым документом во-первых очевидно что
подписали не то что ожидалось новая
программа
это не продолжение программы 2009 2018
это совсем другое соглашение
хотя как уверяет источник в руководстве
минвостокразвития никакая другая
программа подписываться не будет и нишу
дорожной карты российско-китайского
регионального сотрудничества будет
занимать именно этот документ
решение о том что провалившейся
программа 2009 2018 продлеваться не
будет по словам собеседника было принято
еще 8 сентября 2017 года в хабаровске на
первой встрече российской китайской
межправкомиссии по сотрудничеству и
развитию
дальнего востока и байкальского региона
и рф и северо-востока кнр
тогда же было решено разработать новую
программу сотрудничества на дальнем
востоке и в байкальском регионе
хотя внимание общественности к этому
факту особо не привлекалась в результате
сложилось впечатление что чиновники
которые обычно не упускают случая
рапортовать о своих успехах предпочли
обойти молчанием как анализ результатов
программы 2009
2018 так и подготовку документа который
планировалось подписать ей на смену
хотя изменение в концепции соглашения
носят не косметический а самый что ни на
есть принципиальный характер у программы
сейчас новые кураторы mingoes так и рф и
мин коммерции кнр вместо министерство
экономического развития рф и госкомитета
по развитию и реформе кнр если ранее
программа была нацелена на координацию
развития двух регионов по обе стороны
границы восточной сибири и дальнего
востока россии с одной стороны и
северо-восточного китая с другой то
сейчас речь идет только о российском
дальнем востоке
китай в новом соглашении присутствуют
только как субъект развития тогда как 9
лет назад идеалистично полагалось что и
российские инвесторы будут участвовать в
развитии китайского приграничье
во вторых в новую программу не включили
многие резонансные проекты
о которых mingoes так и потенциальные
китайские инвесторы говорили в течение
долгого времени здесь нет упоминания
трансграничных территорий опережающего
развития фактически речь слабая
реанимация идеи приграничных
торгово-экономических комплексов по
образу и подобию зоны хоргос на границе
казахстана и кнр
обходится стороной вопрос строительства
трансграничных высокоскоростных
магистралей на чем регулярно настаивают
представители провинции хэйлунцзян
ицеление о чем вице-премьер юрий трутнев
еще в августе в даляне заявлял как а
почти решен нам деле лишь вскользь
упоминается совместное освоение острова
большой уссурийский под хабаровском что
конечно не соответствует значимости этой
территории в глазах китайских партнеров
в программе говорится только то что
стороны признают большой уссурийский
уникальной территории которая способна
стать центром притяжения туристов до
2024 года запланирована что каждая из
сторон подготовить проект развития своей
части острова после чего стороны
совместно обсудят общие вопросы создания
инфраструктуры на острове в том числе
инфраструктуры защиты от негативного
воздействия воды переводя на обычный
язык это а знать
это россии пока не готова на части своей
территории делать особый безвизовый и
беспошлинный режим что предлагают
китайцы и под предлогом того что остров
периодически исчезает под водой это
правда
оттягивает принятие решения не обижая
своих де стратегических партнеров как
говорят знакомые с ситуацией собеседники
не включать в программу эти пункты
рекомендовал мид рф причина отсутствия у
российской стороны уверенности в
экономической целесообразности проектов
и возможностей их согласования с
силовыми ведомствами накануне в казалось
что новый документ может быть не
подписан в итоге был достигнут
компромисс документ все же появился
но многие из положений в течение года
проходившие согласование в российских и
китайских ведомствах до итогового текста
не дошли
минэкономразвития рф от курирования
программы отстранено в финальной версии
программа выглядит как очередной
меморандум о намерениях сторон или как
его называют в самом мин востоке
навигатор для китайских инвесторов сразу
у нескольких групп лоббистов есть
основания считать такой итог своим
аппаратным поражением поэтому программа
2018 2024 сейчас выглядит нежеланным
ребенком о котором могут забыть даже
раньше чем о программе 2009 2018
между тем все это было бы зря несмотря
на сложности согласования итогового
текста на данный момент мы имеем вполне
адекватный для текущего уровня
российско-китайского сотрудничества
документ не слишком амбициозный но более
внятный и потенциально реализуемый что
внутри название документа
программа развития российско-китайского
сотрудничества в торгово-экономической и
инвестиционной сферах на дальнем востоке
российской федерации на 2018 2024 годы
отражает его содержание хотя более
корректно было бы назвать его пятилетним
планом мин востока по работе с
китайскими партнерами
львиная доля текста представляет собой
реферат текущего состояния
российско-китайского сотрудничества на
дальнем востоке и политики федерального
центра по этому поводу
довольно качественно нужно сказать
выполненной все остальное тот самый
навигатор для китайских инвесторов
о котором говорят в министерстве
широкими мазками показаны потенциальные
сферы сотрудничества и привлечения
инвестиций а вся конкретика связана с
теми проектами которые уже реализуются в
отличие от программы 2009
2018 новый документ не связывает стороны
особенно китайскую завышенными
обязательствами и учитывая провал
предыдущего списка инвестпроектов
из 212 наименований это не так уж плохо
наличие в предыдущей программе обширного
списка ключевых проектов сотрудничества
создавало впечатление проработанности
документа
однако фактически это же делала и и не
реализуемый так как было непонятно кто
за что отвечает и как чиновники должны
указывать бизнесу куда и как
инвестировать в новом документе
российская сторона лишь предлагает
рассмотреть возможность инвестирования
речь идет о нефтехимии добычи полезных
ископаемых транспортной инфраструктуре
лесном и сельском хозяйстве аквакультуре
и туризме
при этом упоминаются отдельные проекты
куда китайцев зовут вложить свои
капиталы среди них например
строительство автомобильного моста через
реку лену в районе якутска создание в
артёме завода по сборке грузовых
автомобилей
модернизация завода по переработке
сахарного тростника в приморском крае
освоение месторождений золота плотины у
для никеля и меди по всему дальнему
востоку
специалисты знакомые с российской
китайским инвестор нечист вам скажут что
здесь нет ничего нового все эти проекты
давно уже на повестке сотрудничества и
по некоторым из них уже заключены
соглашения о совместных предприятий с
китайскими инвесторами особенность
программы заключается в том что
конкретные китайские компании не
называются и целевые показатели
реализации проектов не устанавливаются
собственно сроки и обязательства
появляются только в части крупных
инфраструктурных проектов зависящих от
государства к 2019 году планируется
достроить железнодорожный мост через
амур нижней ленинская в тон sean в 2020
году автомобильный мост благовещенска
хых
в 2022 году канатную дорогу между этими
же городами работой по этим проектом уже
ведутся так что включая их в программу
авторы ничем особенно не рисковали без
срока исполнения упоминается самый
проблемный объект
дублирующий мост через 5-метровую речку
гранитную ху but ухо в районе
погранперехода полтавка
дунин объект не могут начать строить уже
более 10 лет а без постройки
дублирующего не возможен ремонт
существующего моста который построен ещё
в 1980-х годах частным инвесторам этот
проект неинтересен по
этому лоббистов у него нет долгое время
строительства моста находилась в ведении
раз границей которая потратив несколько
миллиардов рублей на так и не
завершившаяся обустройство
дальневосточных погром переходов в 2016
году благополучно прекратила свое
существование сейчас трансграничной
инфраструктурой включая злополучный мост
занимается министерство транспорта рф
которая заново начала изучать ситуацию и
проводить инвентаризацию проектов
китайцы неоднократно предлагали
построить мост за свой счет
однако из-за того что объект
трансграничной многие спорные вопросы
например доступ строителей оборудование
и материалов на российский берег никак
не удавалось урегулировать
наконец 1 марта 2018 года правительство
россии одобрило проект соглашения о
строительстве моста через речку но по
состоянию на сегодняшний день проект так
и не воплощен в полноценный договор
авторы программы 2018 2024 ограничились
очень осторожной формулировкой стороны
будут содействовать работе над
подготовкой текста проекта
межправительственного соглашения о
строительстве мостового перехода через
реку гранитная еще один пункт содержащий
обязательства сторон касается создания
международных транспортных коридоров
приморье 1 и 2 мы уже анализировали этот
проект сами транспортной пути
соединяющие китайской приграничье с
портами южного приморья уже существуют
но для серьезных вложений в их
модернизацию они должны стать
востребованными со стороны китайских
грузоотправителей пока китай несмотря на
все увещевания с российской стороны
никак не обеспечивает должный поток
транзитных грузов из своих северных
провинций в южные объясняя это в том
числе сложностью трансграничных процедур
и неготовностью инфраструктуры
существуют серьезные сомнения что этот
поток будет обеспечен даже в случае
строительства нового порта в бухте
троицы и 70 километровой дороге к нему
от границы однако подписанное на в
программа гласит что китайская сторона
будет поддерживать китайские предприятия
осуществляющий транзит грузов через порт
и приморского края а также участвовать в
подготовке необходимых т и определяющих
экономическую эффективность развития mtk
приморье 1 и 2 в завершающих разделов
документа прописан механизм реализации
программы
и это большой плюс по сравнению с
программой 2009 2018
где такой механизм отсутствовал
реализации займется та самая
межправкомиссия которую с китайской
стороны раньше возглавлял тогдашний
вице-премьер ван я нам а после
мартовских кадровых назначений его место
занял ху чун хо
последний в негласной иерархии 4
вице-премьером госсовета кнр с
российской стороны ее возглавляет юрий
трутнев
один из десяти российских вице-премьеров
куратор всех институтов развития
дальнего востока таким образом в руках
трутнева концентрируются полномочий не
только по развитию дальнего востока
но и по российской китайскому
региональному сотрудничеству
что делает его фигурой равной которой в
истории восточной окраины россии был
только граф муравьев-амурский если в
систему мин востока включит еще и
забайкальский край а чем в своем
инстаграме недавно заявил министр по
развитию дальнего востока александр
козлов вся российская китайская граница
а значит и все трансграничные проекты
окажется введение трутнева при
межправкомиссии должен быть создан
деловой совет в которой как ожидается
войдут предприниматели из двух стран
оперативную работу по реализации
программы будут осуществлять mingoes так
и мин коммерции кнр прописано что
китайское ведомство будет привлекать
государственный банк развития кнр для
подготовки предложений по реализации
программы
считай предоставление кредитов для
строительства указанных в тексте
объектов наконец определено что в
программу могут вноситься изменения для
этого придуман такой механизм 2
курирующих министерство будут
докладывать о ходе реализации программы
на межправкомиссии в случае
необходимости будут заключать
меморандумы
являющиеся своего рода поправками к
программе успех без гарантий вехой в
российской китайском региональном
сотрудничестве после которой слова
наконец превратятся в дела 2018 год
очевидно не станет за пышным фасадом в
его душевной блины встречи путина и си а
также представительным выездным
заседанием центрального комитета кпк еле
уловимой реальные тенденции нынешний
уровень регионального сотрудничества
двух стран настолько не соответствует
высокой планки заданной дружбы двух
лидеров а результаты настолько
скандальные низки что главы государств
сознательно дистанцируются от него
предоставляя карт-бланш своим
подчиненным по сравнению с реалиями
десятилетней давности когда дорожная
карта российско-китайского регионального
сотрудничества с помпой подписывалась в
нью-йорке на встречами
видео и ху цзиньтао перемены разительны
иллюзий по поводу быстрых успехов уже
нет зато постепенно растет понимание что
ради результатов придется окунаться в
местную специфику и в некоторых случаях
даже идти на создание особых условий
режим свободного порта владивосток
прецедент сведением электронной визы из
этой серии с китайской стороной подобная
работа велась еще с 1980 1990-х годах в
россии она оказалась связанной с
системой минвостокразвития ее куратором
юрием трутневым централизовать повестку
регионального сотрудничества с китаем
москва сделало его менее динамичным чем
в 1990-е годы но в то же время более
упорядоченным сконцентрировав в одних
руках полномочия и прописав на сколько
это было возможно
механизм взаимодействия с китайскими
партнерами трутнев максимально
приблизился к тому чтобы решать сложные
вопросы трансграничной повестке с
помощью политической воли однако как
показывает предыстория подписания
программы 2018 2024 возможности трутнева
и его команды не безграничны лобби со
стороны традиционной бюрократии
министерство финансов мид и особенно
силовики вполне в состоянии
заблокировать любые инициативы
бюрократии развития поэтому итоговая
программа подписанная на we’ve
получилось половинчатый она дает хороший
расклад что и как нужно делать но никого
ни к чему не обязывает и уж точно не
дает никаких гарантий что близость к
китаю наконец воплотиться в долгожданное
развитие дальнего востока